Затем начинались танцы, переходившие в оргию, к которой присоединялся сам Дьявол. По-видимому, он удостаивал внимания всех - или почти всех - участниц шабаша. В некоторых случаях оргия сменялась религиозным обрядом - пародией на католическую мессу. Затем ведьмы отчитывались за совершенное зло, и наконец Дьявол отпускал их по домам. В описаниях шабаша повторяются многие детали, ранее встречавшиеся среди обвинений, которые выдвигали против дьяволопоклонников-еретиков: ночные сборища, явление Дьявола в облике человека, кота, пса или козла, непристойный поцелуй, отречение от христианской веры, детоубийство, пиршество и оргия в темноте. Роднила ведьм с более ранним сектами и особая ненависть к таинству причастия, истоки которой лежали в отрицании права церкви на роль посредника между Богом и человеком. Во время причастия хлеб и вино пресуществлялись в плоть и кровь Христову, и прихожанин, вкушавший их, соединялся с Христом. Но еретики считали, что они сообщаются с Богом напрямую и не нуждаются во вмешательстве церкви, в посредничестве священника и освященной просфоры. Презрение к причастию (выражавшееся, например, в заявлениях некоторых еретиков о том, что просфора кажется им яа вкус навозом) превратилось в сатанизме в ожесточенную ненависть к плоти и крови христианского Спасителя. В людоедстве ведьм обвиняли с незапамятных времен, однако приносившаяся при вступлении в секту клятва препятствовать заключению браков и акцент на детоубийстве заставляют предположить, что одним из факторов, участвовавших в формировании культа ведьм, был еретический ужас перед браком и продолжением рода. Может показаться, что между порицанием деторождения и детоубийством лежит непреодолимая пропасть, однако, если верить обвинениям, ее с успехом преодолели еще Клементий из Бюси и его последователи. Позже основанием для каннибализма, судя по всему, являлась вера в то, что поедание человеческой плоти привязывает ведьму к секте (как привязывало к секте зелье из экскрементов жабы, которым угощали новичков туринские вальденсы). |