"Охота на ведьм" началась во Франции в первые десятилетия XIII века, вскоре после крестового похода против катаров; однако прошло еще немало времени, прежде чем это безобразное явление приняло известную нам полномасштабную форму. Первые судебные процессы над ведьмами, насколько мы знаем, состоялись в 1245 году в Тулузе, на юге Франции, - в главном центре катаризма. А первые сообщения о шабашах ведьм появились лишь спустя сто лет - в той же области, в 1335 году; и миновало еще более века, прежде чем они стали достаточно обильными и частыми. Первая книга с детальным описанием ведьмовских обычаев, "Formica-rius" Иоганна Нидера, появилась около 1435 года. Подавляющее большинство судебных процессов над ведьмами во Франции прошло в период с 1450 по 1670 г. В начале XV века суды над ведьмами устраивали в Швейцарии, Савойе и Италии; в Германии они начались с 1446 года, но в полную силу "охота на ведьм" развернулась здесь только после 1570 года. В Испании первую ведьму казнили в 1498 году, однако испанская инквизиция относилась к обвинениям в ведьмовстве осторожно и довольно скептично, а потому процессы над ведьмами здесь были сравнительно редки. В Англии н Шотландии "охота на ведьм" пришлась на XVI- XVII века; первый суд состоялся в 1566 году. В Швеции ведьм продолжали бояться и в конце XVII века, а знаменитые суды над салемскими ведьмами в Массачусетсе начались с 1692 года. Таким образом, массовое преследование ведьм датируется довольно близким к нам периодом. По этой причине трудно согласиться с выдвинутой Маргарет Мюррей и ее последователями популярной гипотезой о том, что культ ведьм являлся пережитком языческой религии. В книге "Культ ведьм в Западной Европе" Мюррей утверждает: "На основе многочисленных свидетельств мы приходим к выводу, что наряду с христианской религией во многих сословиях - хотя преимущественно среди невежественных людей и в менее густонаселенных областях, - сохранялся некий иной культ, восходящий к дохристианским временам и представлявший собой древнюю религию Западной Европы"*. |