Писано такого-то года и дня. Подпись (Урбан Грандье)". Этот документ был скреплен подписями адских владык - Сатаны, Вельзевула, Люцифера, Элими, Левиафана и Астарота. Князья ада расписались на нем справа налево и в письменной форме пообещали даровать Грандье любовь женщин и невинность девственниц, а также все мирские почести, богатства и удовольствия. От него же требовалось молиться не Богу, а демонам и попирать ногами церковные таинства. Также Грандье было обещано, что в течение двадцати лет он будет наслаждаться земной жизнью, а затем присоединится к демонам в аду и вместе с ними будет проклинать Бога *. Гримуары не уделяют особого внимания договору с Дьяволом. Описанные в них ритуалы рассчитаны на подчинение злых духов воле мага и, при необходимости, допускают обращение за помощью к Богу. Таким образом, продажа души Дьяволу оказывается жестом отчаяния, уделом второсортных колдунов, не способных добиться власти над силами ада. Правда в "Большом гримуаре" приводится процедура заключения договора, но особо грандиозной ее не назовешь. В сущности, это - всего лишь способ получить у Дьявола ссуду; использовать его стоит только в том случае, если мат слишком слаб и не может подчинить себе демона. Второсортному чародею, разумеется, приходится иметь дело со второсортными духами: договор заключается не с самим Дьяволом, а с одним из его подчиненных - Люцифугом Рофокалем. Люцифуг означает "Бегущий света" (не исключено, что "Мефистофель" - имя демона, с которым подписал договор Фауст, - на самом деле представляет собой искаженную передачу имени "Люцифуг"). Рофокаль - это, возможно, анаграмма имени "Фокалор"; так в "Лемегетоне" зовут демона, являющегося в облике крылатого человека. Чтобы подписать договор, маг приходит в уединенное место и куском гематита чертит на земле треугольник. У каждой стороны треугольника он помещает по свече, под которой пишет имя Иисуса (забавный пример того, насколько упорно гримуары советуют обращаться за помощью к Богу даже в тех случаях, когда это совершенно неуместно). |