Переселение из одного тела в другое было необходимо лишь в том случае, если адепт за одну жизнь не успевал проделать "все те вещи, о коих мы не смеем ни говорить, ни слушать и о коих не должны даже помышлять в сердце своем *". Все эти гностические представления отлично вписываются в общую концепцию сатанизма; более того, именно на них во многом основана эта концепция. Мы не располагаем сведениями о том, встречались ли среди гностиков сознательные дьяволопоклонники, однако неудивительно, что ортодоксальные христиане считали их таковыми. Когда христианство утвердилось в качестве государственной религии Римской империи, гностическое учение сохранялось среди малоизвестных еретических сект на Востоке, откуда в конце концов снова попало в Западную Европу. Среди сект, сыгравших главную роль в этом процессе, следует упомянуть армянских мессалиан, которые, начиная с IV века, медленно продвигались на запад и к XI столетию достигли Балкан; павликиан, пользовавшихся популярностью в Армении и Малой Азии с V века, но в 872 году изгнанных на Балканы; и бо-гомилов, появившихся в Болгарии около 950 года, почерпнувших многие положения своей доктрины из учения павликиан и мессалиан и, в свою очередь, двинувшихся далее на Запад **. В XII веке главные центры деятельности богомилов находились в Боснии, Северной Италии и Южной Франции. По-видимому, эта секта оказала большое влияние на катаров (от греческого catharoi - "чистые"), первые общины которых возникли на севере Италии в начале XI века. Спустя столетие катаризм охватил всю Южную Францию и получил поддержку местной знати. Около 1150 года первый епископ-катар появился и на севере Франции, откуда учение катаров проникло во Фландрию и Западную Германию. В 1167 году некий епископ-богомил совершил путешествие по Северной Италии и Южной Франции, навещая общины катаров и учреждая новые епархии. Катары утверждали, что ветхозаветный Бог - это в действительности Сатана, повелитель мира сего, сотворенного им. Ему подвластны человеческое тело, смерть и все материальные и бренные вещи. |