Они капризны, беспокойны, язвительны и злобны. Они преследуют и убивают неосторожных путников, рискнувших выступить в дорогу под покровом ночи. Вера в этих духов - пережиток распространенного в древности представления о том, что вся природа - такое же живое существо, как человек. Еще в античную эпоху человеческая фантазия населяла духами ручьи и горы, облака и ветры, деревья, травы и рощи, камни, скалы и пещеры. Духи считались непредсказуемыми и своевольными, как сама природа, иногда - добрыми, но чаще - злыми. Но в гримуарах духам-"элементалам" уделяется не так уж много внимания. Авторы учебников магии охотнее писали о куда более важных персонах - о великих духах зла, падших ангелах, верховных владыках тьмы. Один из первых каталогов демонов появляется в "Завете Соломона", который датируют приблизительно 100- 400 годами н. э. Здесь повествуется о том, как ангел Господень принес царю Соломону волшебный перстень. С помощью этого перстня царь мог заставить любого демона открыть ему своё истинное имя, благодаря чему получал над ним власть. Среди злых духов, упомянутых в "Завете Соломона", названы князь демонов Вельзевул и демон похоти Асмодей, который описан как наполовину дух, наполовину человек. Имена демонов восходят к еврейским, греческим, египетским, ассирийским, вавилонским и, возможно, персидским источникам. Как и в более поздних гримуарах, в "Завете Соломона" перечисляются различные функции злых духов. Один демон поджигает всходы на полях, другой -душит младенцев, третий - топит корабли. Многие насылают на людей болезни - Один демон вызывает глазные заболевания, другой '- головную боль, третий - лихорадку, четвертый - воспаление горла. Все это - наследие первобытной веры в то, что всякая болезнь либо вызывается злым духом, либо сама таковым является (аналогичные представления отражены в рассказе Кроули о Хоронзоне, который сам был проказой, оспой, чумой и прочими недугами). В более поздней редакции "Завета Соломона" приводится другой перечень демонов; в него входят Асмодей, Астарот И Магомет. |