Нарочито внедренный в масон-кую символику астрологический оккультизм, перекликающийся с обрядами альбигойцев, обнаруживает уже само внутреннее устройство ложи. Здесь и голубой (отсюда «голубое» масонство) с нарисованными на нем звездами свод, мозаичный пол, изображающий землю, которая вновь покрывается цветами после разлива Нила, и три окна — на востоке, западе, юге. На полу (в современных ложах — на стене) изображены и семь символических ступеней, ведущих к храму, у дверей которого стоят две помеченные буквами J и В колонны (Иакин и Боаз). Поддерживающие пустоту, они символизируют столпы Геркулеса, летнее и зимнее солнцестояние. Над гробом или заменяющим его ковриком в центре, где происходят посвящения, сияют позолотой зороастрийские светила: Солнце, Месяц и большая звезда, в которой одни усматривают вифлеемскую, другие — Венеру-Иштар. Открывая собрание ударом молотка, достопочтенный мастер обращается к надзирателям со следующими словами: — Брат младший надзиратель, где ваше постоянное место в ложе? — На юге. — Для чего вас поместили туда? — Для того, чтобы замечать, когда солнце достигает меридиана, призывать братьев к отдыху после труда и к трудам после отдыха, дабы воспоследствовали польза и удовольствие. — Брат старший надзиратель, где ваше постоянное место в ложе? — На западе. — Для чего вас поместили туда? — Для того, чтобы замечать закат солнца и по приказу достопочтенного мастера закрыть ложу, удостоверившись, что каждый получил должное. Псевдоастрономический смысл церемонии выступает здесь с предельной наглядностью. Следует добавить еще, что трон мастера находится на востоке: «Как солнце восходит… чтобы начать и оживить день, так достопочтенный мастер помещается на востоке, чтобы открыть и просветить свою ложу, заставлять работать и поучать своих братьев». Космическая символика пронизывает и легенду о Хираме Абифе, которая, подобно восточным и греческим мистериям, построена на дуализме доброго и злого начал. «Драматическая часть древних мистерий, — точно подметил Ч. |