Хохот Шамана

Чаще всего эти игры применяются там, где не разработано достаточное количество языковых средств для передачи практики, и их разработка затруднена.
На ранних ступенях развития языка дефицит языковых средств ощущался и при реализации многих видов совместной практики, которые на более поздних этапах хорошо описываются. Человеку, как и сегодня, для координации действий участников приходилось прибегать к различным формам тренинга деятельности, независимо от того, как это осознавалось и интерпретировалось.
Одной из весьма развитых для человечества форм моделирования совместной практики являлись ролевые ритуальные танцы. Участие, например, в ролевом танце "охота", в котором ребенок или подросток принимал участие сначала в "массовках", играя роль загонщика или человека, сидящего в засаде, являлось мощным средством партиципативного (сопричастного) обучения действиям в процессе настоящей охоты. Наверное, настоящая охота после ритуального танца, при прочих равных условиях, должна была быть более "удачной": участники, особенно начинающие, узнают цели своих действий и действий других участников. Обобщенное знание применяется в конкретных условиях и позволяет координировать действия при достижении совместной цели. Аналогичным образом моделировались и другие виды совместной практики.
Таким образом, ритуальные танцы, предназначение которых осознавалось как вид сотрудничества с духами, являлись, кроме этого, распространенным средством партиципативного обучения и передачи опыта.
Неизбежность опасности прогресса
Интеллект не развивается без решения проблем, как тело не развивается без физической нагрузки. Обычно проблемы сами находят нас. Если они усложняются, интеллект развивается сильнее, если нет…
Но что происходит, если в какой - то период жизни проблемы решены? Человек или "лежит на боку" и деградирует, или ищет новые проблемы - путешествует, враждует, строит и т.п. И, если проблемы настоящие, рискует по - настоящему.
Интеллект и решаемые проблемы всегда находятся на грани, на острие возможностей по отношению друг к другу.

 
 
Сайт управляется системой uCoz